Планирование и учет в позаказном производстве

Сегодняшней структуре данных "Управления позаказным производством", предшествовала продолжительная работа

3 года назад, у нас существовали в явном виде переделы, иерархические спецификации и учет на классических регистрах УПП. Наши заказчики потратили много денег на автоматизацию, в их штат принимались операторы-экономисты для ведения детализированного учета полуфабрикатов в производстве.
Традиционная схема, реализованная в УПП – КА – УНФ в принципе – работоспособна. Два недостатка:

  • Большие операторские затраты. Трудно искать и исправлять ошибки
  • Некрасивые (ненаглядные) отчеты, недостаточная аналитика. Есть информация о выпуске полуфабрикатов, но нет оперативного плана производства, нет информации о том, какие изделия и на каком участке уже запущены в работу и т.д.

Учет в производстве в УПзП опирается на следующие сущности

  • Продукция (характеристика номенклатуры) – каждой строке каждого заказа соответствует уникальная характеристика
  • Вид подразделения (этап бизнес – процесса) – настраиваемый справочник. Например, напиловка профиля, стеклопакеты, склад готовой продукции
  • Состояние (статус) – перечисление Состояния событий (план, в работе, готово)

Ключ в регистре итПланированиеИтои состоит из двух полей: Объект планирования (характеристика) и Вид подразделения.
При записи элементов планирования, для ключа регистра Планирование итоги рассчитываются количественные показатели в разрезе статусов.

Ключ нашего регистра можно рассматривать, как «элемент» в терминологии «заказ» - «Изделие» - «Элемент». Продукция «Х» в виде подразделения «Профиль» - это виртуальный полуфабрикат, который можно:

  1. Включть в план на определенную дату. (в качестве уточнения, может указываться время и конкретный исполнитель или бригада)
  2. Запустить в работу. Не обязательно в запланированное время. Можно запустить в работу без плана. Можно уточнить исполнителя
  3. Отметить готовность (виртуальный выпуск на следующий передел)
    При этом, можно отразить частичное планирование (в заказе – 5 изделий, запускаем – 3) и частичную готовность (из 3-х сделали 2). В остатках для планирования увидим 2 изделия, в остатках «в работе» - одно изделие. Все данные доступны в РМД и имеют понятное происхождение.
    Под итогами регистра лежат конкретные события. В нашей терминологии – элементы планирования.

Если использовать математику формирования элементов планирования «как есть», не удастся получить детального учета по отдельным стеклопакетам продукции.
Физический смысл записи регистра Продукция «Y», вид подразделения Стеклопакеты будет: «Все стеклопакеты окна Y».
Их можно запланировать, запустить в работу, изготовить (указать время, количество и ответственных).

Если такой детализации для стеклопакетов не достаточно, ничто не мешает изменить процедуру формирования элементов планирования для участка стеклопакетов таким образом, чтобы в регистр попадали характеристики конкретного стеклопакета, а не продукции. Изменения кода будут минимальными, т.к. уникальные характеристики каждого стеклопакета уже создаются системой. Это необходимо для заказа и приемки стеклопакетов на тех предприятиях, которые покупают пакеты на стороне.

Что касается учета затрат, то в регистре итЗатратыНаВыпуск, материалы (и прочие затраты) передаются под конкретную продукцию в конкретный вид подразделения. То есть, детализация затрат по переделам получается автоматически.